Годы жизни Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский принадлежит к славной когорте русских композиторов XIX века.

М.П. Мусоргский (1839-1881) родился в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии в семье помещиков, его бабушка была крепостной крестьянкой, мать происходила из небогатой, но образованной семьи. В детстве она смогла научиться музыке и искусно играла на фортепиано. Одарённая пианистка, она была первой учительницей музыки своего сына.

Детские годы Мусоргского прошли вдали от городской суеты, в дворянской усадьбе. Его воспитательницей была няня, преданная и любящая женщина, которая знала множество песен и сказок. Именно её сказки, как вспоминал впоследствии композитор, послужили для него главным импульсом к музыкальным импровизациям в то время, когда он не имел ещё и понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано. Эти воспоминания отражены им в некоторых номерах вокального цикла "Детская".

В 1849 году Мусоргского отвезли в Петербург и отдали в немецкую Петропавловскую школу. Одновременно он стал заниматься музыкой у известного в то время педагога А. Герке. Затем Мусоргский поступил в школу гвардейских офицеров и окончил её. По окончании школы он был зачислен в Преображенский гвардейский полк. Мусоргский вёл светский образ жизни, развлекался, танцевал на балах, пел партии из модных итальянских опер, страстно импровизировал танцевальную музыку. Семнадцатилетний прапорщик блестяще играл на фортепиано, свободно импровизировал, был очень начитан, прекрасно знал философию, был на редкость общителен.

Офицерская служба отвлекала от творчества. Поэтому в 1858 году, после знакомства с композитором М. Балакиревым, Модест Петрович выходит в отставку и всецело посвящает себя музыке. Он становится активным участником музыкального кружка, куда входили композиторы М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Сами они называли себя "Балакиревским кружком". А в историю с лёгкой руки великого музыкального и художественного критика Владимира Васильевича Стасова вошли как "маленькая, но уже могучая кучка русских музыкантов". Модест Петрович пишет лучшие свои произведения - оперы "Борис Годунов" и "Хованщина". Последняя была завершена уже после смерти Мусоргского композитором Римским-Корсаковым. В этих операх отразился интерес автора к народным движениям, его глубокие симпатии к демократическим настроениям в России.