Архитектор А.Н. Воронихин


Андрей Никифорович Воронихин родился крепостным графа Строганова, богатейшего вельможи и знатока искусства. Одарённых юношей из крепостных Строганов посылал учиться, чтобы иметь своих "домашних" мастеров. Так попал в Москву 18-летний уральский паренёк Андрей Воронихин, ученик строгановской иконописной мастерской. В Москве, где работал в то время великий Баженов, он приобрёл начальные знания архитектурного дела и спустя два года был взят Строгановым в Петербург.

Много лет молодой художник, приставленный к графскому сыну, путешествовал с ним по России и Европе, изучал в Париже различные, науки и архитектуру, выполнил в чертежах несколько самостоятельных проектов.

Получив "вольную", Воронихин от графа не ушёл: Строганов верил в его талант и покровительствовал ему. В 1797 году Воронихину присвоили звание академика перспективной живописи, но только после представления проекта петергофских колоннад 40-летний Воронихин обрёл право именоваться архитектором. Воронихину поручили строительство Казанского собора - главного храма России. Казанский собор строился десять лет вместо предполагаемых трёх. Строился трудно.

Воронихин, входил во все мелочи стройки, успевал повсюду - и в каменоломни, и на леса, сам проверял качество песка, извести, следил за работой каменщиков, плотников, штукатуров, выбивал новые ссуды из казны.

Красавец храм, монументальный и изящный одновременно, с грандиозной полукруглой колоннадой и новой просторной и торжественной площадью, встал на главном проспекте Санкт-Петербурга как олицетворение мощи и величия России. Его религиозное назначение отошло на второй план: это было сооружение гражданского, патриотического характера. После Отечественной войны 1812 года собор стал памятником русской воинской славы. Здесь хранились военные трофеи, здесь был погребён Кутузов.

В одно время с Казанским собором Воронихин возводит новое здание Горного института. Казанский собор и Горный институт принесли ему мировую славу зодчего и градостроителя.

Архитектор успел построить ещё несколько сооружений, из которых наиболее значительное - Розовый Павильон в Павловском парке. И в малых архитектурных формах Воронихин был замечательным мастером. Грот ли с фонтаном, мостик или павильон, решётка, колонна - всё выходило из его рук совершенным, всё гармонировало с окружающей природой.

Одним из последних творений зодчего была дивной красоты решётка, ограждающая площадь перед главным западным фасадом Казанского собора.

Вернуться:

Сочинения на тему "Живопись и архитектура"