Особенности творчества Ф.М. Достоевского


Достоевский любил всматриваться в лица, фигуры, походку, жесты людей. У него был пытливый взгляд художника. Разговаривая, Фёдор Михайлович обычно пристально смотрел в глаза собеседнику, как будто изучал его.

Писатель был жаден на новых людей, не пропускал случая познакомиться с интересным человеком. Литератор-бедняк, он пригревал иногда возле себя какого-нибудь голодного и бездомного жителя столицы. Одного из них в 1843 году принимал как дорогого гостя и к обеду, и к ужину. Говорил друзьям, что взялся описывать быт бедняков и рад случаю ближе познакомиться с "пролетарием столицы".

Достоевского интересовали вопросы социальные и политические, психология людей самых разных слоев общества, вопросы медицины. При этом Достоевского интересовал не человек вообще, а его современник, тот, кого он встречал в канцеляриях, подвалах, в глухих переулках, на знаменитом Невском проспекте. Интересовала жизнь "униженных и оскорблённых". Недаром так он и назвал один из своих романов. Не видеть живых людей, писать на основе фантазии или только по воспоминаниям он не мог.

Придумывая различные сюжетные варианты, Достоевский углублялся в себя. Извлекались из памяти давние эпизоды, впечатления от случайно мелькнувших лиц, припоминались обрывки фраз, диалогов, яркие словечки. Достоевский забывал о еде, о сне. Он был наедине со своей мыслью, и только его одного окружают те, о ком все узнают завтра. Пока он их хозяин, он им судья. Он уподоблен мифическому богу, который сотворил и заселил мир. Это мир его героев. Он жил в своих образах. Они жили в нём.

Писать Достоевский любил ночью, в совершенном уединении. Прекращал работу под утро. Не изменял этой привычке, даже если приходилось куда-нибудь выезжать. Его племянница вспоминала, как он поселился в Люблине, в небольшой, но очень удобной для работы комнате пустой каменной дачи. Лакей вдруг отказался прислуживать ему и рассказал хозяевам, что Фёдор Михайлович "замышляет кого-то убить", что он всё время ночами ходит по комнатам и сам с собой вслух говорит об этом! Достоевский в это время работал над романом; "Преступление и наказание" и, как видно, обдумывал замысел Раскольникова об убийстве старухи-процентщицы.

Нередко, написав несколько глав романа, Достоевский через два-три дня уничтожал написанное и начинал всё заново. Так было с романами "Братья Карамазовы", "Бесы". А роман "Идиот" он перед самой отправкой в редакцию забраковал и начал усиленно сокращать. Не раз говорил, что писатель должен прежде всего уметь вычёркивать, сокращать написанное.

Чрезвычайная требовательность к себе - неотъемлемая черта таланта - заставляла его менять варианты глав, заново переписывать сцены и диалоги.

Сам Достоевский не заботился о сохранении ни черновиков, ни первых вариантов произведений. Он берёг как зеницу ока лишь основной, окончательный вариант рукописи, боясь, как бы он не пропал даже по пути в редакцию. И писатель никогда не посылал дорогую ему рукопись, в которую вложено столько труда, мыслей, вдохновения и "мук слова", ни с посыльным, ни с прислугой, - приносил её сам.

Вернуться:

Сочинения на тему "Искусство слова"