Что мог делать помещик со своими крепостными?


Помещик имел право делать со своими крепостными все что угодно. У него, например, было право первой ночи,когда молодые женятся, если, конечно он разрешал им жениться. Женил кого хотел, на ком хотел. Мог старуху выдать замуж за молодого парня. Да у нас в русской литературе написано столько случаев из жизни крепостных.Вспомните фильм "Крепостная актриса", где крепостные не только работали на барина, но и пели и плясали в его театре. А Салтычиха? Таких салтычих было очень много в России.Даже иностранцы, описывая России при крепостничестве, ужасались "варварству" русских помещиков.

Крепостной крестьянин был как вещь, которую можно использовать по-разному. Можно - в качестве рабочего скота; но можно - и для украшения интерьера. Как и любую вещь помещики порой продавали крестьян, даже не задумываясь о разлучении и крушении их семей... Несладко жилось крепостным.

Помещик мог делать с крепостными,что угодно.Ведь они были его собственностью.Он мог их продать,обменять на любую вещь даже убить.Жизнь крепостных стала лучше только тогда когда в России было отменено крепостное право в 1861 году.

Хотел бы сказать, что отношения крестьян и помещиков в восприятии наших современников очень сильно искажены. Почему-то считается, что крестьяне были рабами своих господ, которые могли делать с ними всё, что заблагорассудится. На самом деле картина была намного сложнее.

Начнем, пожалуй, с того, кто такие были помещики. Изначально государство в лице монарха использовало институт поместий как альтернативную форму налогообложения подданных. Т.е. жила-была деревенька, в которой имелся некий земельный фонд в виде пашни, леса. Деревенская земля считалась общей собственностью её жителей и каждый крестьянин получал часть этой земли в личное пользование. Так вот, князь или царь присылал мужикам служилого человека (дворянина) и говорил: за то, что он вас защищал на поле брани, вы, мужики, должны отдавать ему часть урожая на прокорм, другую часть мне в казну, а третью - церкви, а всё оставшееся - в полном вашем распоряжении.

Крестьянин в любой момент мог уйти из деревни, вернув общине свой надел.

Но чтобы дворяне-помещики не остались без прокорма сначала такого рода переходы ограничили одним днем в году (Юрьев день), а потом и вовсе запретили. Так появилось крепостничество, которое просуществовало в России около 200 лет, причем в наиболее "смачных формах" около столетия.

Конечно, помещик имел большую власть над своим крепостным крестьянином, но говорить что их связывали отношения "господин-раб" - это в корне неверно.

Убийство крепостных помещиком считались уголовным преступлением и за это помещику полагалась каторга. Известная всем садистка Салтычиха окончила свои дни в тюрьме (и то только потому, что в тот момент в Российской империи была отменена смертная казнь). Продажа крепостных практиковалась, но не носила всеобщего характера.

Чтобы было понятнее: крепостной крестьянин был принуждаем государством содержать своего помещика либо путем денежного или натурального взноса (оброк), либо через отработку на помещичьем наделе (барщина). Если крепостной исполнял свои обязательства, то вопросы к нему со стороны помещика были исчерпаны. И если бы помещик сказал такому крестьянину: "Ваня, я решил тебя продать своему соседу", - то Ваня имел полное право ответить: "А не пошл бы ты, любезный барин, сам знаешь куда?" А вот если Ваня был в долгах как в шелках, то барин мог сказать: "Иван, ты должен мне оброк за два года, или ты отдаешь мне мои деньги, или это сделает за тебя мой сосед, а ты работать будешь уже на него". Это и была "продажа". Иными словами, крепкий хозяин из числа крепостных крестьян не только был достаточно самостоятелен, но и имел возможность выкупиться из крепостничества: за определенную сумму помещик соглашался оформить такому крестьянину паспорт, с которым бывший крепостной мог уехать, например, в город и не иметь более никаких обязательств перед своим бывшим помещиком.

Кстати, советская колхозная система при Сталине была прямой копией крепостничества: у колхозников не было паспортов и они не могли уйти из "родного колхоза", при этом отдавали тому самому колхозу (аналогу помещика) даже поболее, чем их крепостные предки.

Помещики нещадно били своих крепостных кулаками и ногами, палками, розгами, плетьми, кнутами, батогами. Поркой обычно занимались специально отобранные кучера. Пороли за любую провинность и оплошность, а часто и без повода. Многие умирали под батогами или через несколько дней после порки. Помещики натравливали на крепостных собак, которые загрызали их до смерти, давали им зуботычины, пощечины, морили голодом, подвергали всяческим изощренным пыткам. Причем помещицы часто превосходили в жестокости мужчин. В промежутках между порками провинившихся сажали на цепь, надевали им на шею железные ошейники и рогатки. Закон не только позволял телесные наказания крепостных, но и разрешал помещику самому устанавливать степень наказания, что фактически давало право казнить своих слуг. Если крепостного убивал другой дворянин, он обязан был возместить хозяину ущерб, как за уничтоженное имущество.

Неугодных крепостных помещик мог сослать в Сибирь на поселение и каторжные работы. Большая часть не добиралась до Сибири, умирая по дороге, а помещик получал за сосланного денежное вознаграждение. Поэтому частенько таким образом хозяева избавлялись от старых и больных рабов.

Помещики дарили своих крепостных, отдавали в залог, продавали как вещи оптом и в розницу - детей разлучали с родителями, жен с мужьями. Русских рабов продавали иноверцам, которые увозили их в свои страны.

Дворяне проигрывали своих крепостных в карты - как целые поместья, так и по одному человеку.

Помещик решал, кому с кем вступать в брак - по закону крепостные могли жениться и выйти замуж только с разрешения своего хозяина.

Обычным делом было изнасилование помещиком крепостных девушек и женщин.

Теоретически помещик мог делать все что угодно с крепостными, дарить, менять, продавать, убивать, бить и насиловать. Но в большинстве случаев, крестьян лишь пороли за провинности и чтобы лучше работали.

их меняли на мебель или животных.

Их продавали на каменоломни или другие места тяжелого труда.

Им могли отрубать руки, ноги и все что угодно.

Их могли использовать как мишень для охоты.

Их топили от скуки.

Но, слава Богу, это все не было нормой и случалось крайне редко. Чаще всего или от крайней садистской наклонности хозяина или из-за серьезного косяка крепостного крестьянина