Рембрандт ван Рейн: опережая время

Творчество Рембрандта ван Рейна было высочайшим взлётом голландской культуры XVII века. Первые картины он написал, выполняя многочисленные заказы состоятельных людей. Молодой художник точно схватывал сходство, виртуозно писал дорогие одежды, подчёркивал характерные черты своих героев. Но с годами он всё больше внимания стал уделять внутреннему миру героев своих полотен, подчиняя этой цели всё своё мастерство. Он стремился показать неповторимость и своеобразие личности, передать настроение человека.

Рембрандту нравилось писать самого себя, позируя перед зеркалом. Это были своеобразные беседы с самим собой, когда художник пытался разобраться в своих мыслях и исканиях. Он оставил около ста автопортретов... В ранних он изображал себя в бархатных беретах, камзолах, плащах. Позднее, в зрелую, трудную пору жизни, художник предстаёт в тёмной куртке, с платком, повязанным вокруг головы, с грустным, морщинистым лицом и палитрой в грубых руках.

Жизнь Рембрандта складывалась драматично. Вначале - благополучие, счастливая семейная жизнь с женой Саскией, которую он тоже делал героиней своих картин. Он изображал её то "Флорой", то "Еврейской невестой", то "Одалиской". Но Саския рано умерла, и домашние дела пришли в упадок. Богатство постепенно уходило. У Рембрандта отняли всё, что он любил; за бесценок распродали имущество, собрание художественных ценностей, редких гравюр, которыми он очень дорожил. Но несчастья не раздавили его как человека, как художника. Он не жаловался, хотя успех и признание покидали его вместе с богатством.

Творческая воля Рембрандта не ослабевала. Он писал, рисовал, гравировал, как бог. Приёмы его работы были новы и оставались для современников неразгаданными тайнами. В своих картинах художник вновь возвратился к мифологическим и библейским сюжетам ("Снятие с креста", "Проповедь Иоанна Крестителя", "Отречение апостола Петра"), от которых ушли голландские мастера. Но Рембрандт по-своему прочитывает эти сюжеты и извлекает из них новый смысл. Он пишет картину на тему притчи о блудном сыне, но выражает и ней общечеловеческий смысл о прощении, об искуплении, призывает к состраданию и великодушию. В евангельском "Святом семействе" он с нежностью создаёт образ юной матери, склонившейся к своему малышу. На его полотнах "Андромеда, прикованная к скале", "Венера и Амур", "Юнона", "Даная", "Похищение Ганимеда" оживают герои мифов.

Рембрандт ван Рейн чутко откликался в своём творчестве и на современные ему проблемы. В его "Ночном дозоре" отражено настроение героической эпохи нидерландской революции. В картинах "Анатомия доктора Тульпа", "Анатомия доктора Дёймана" художник увековечил славу знаменитых хирургов Амстердама. Героями его картин и рисунков нередко становились обездоленные люди, нищие, старики и старухи. В их обликах, их лицах и руках читается драма человеческих судеб.

Рембрандт оставил огромное графическое наследство: рисунки, эскизы, наброски, офорты. В рисунках художника раскрывается исключительная наблюдательность.

Художник нередко воплощал свои повседневные наблюдения в технике офорта (одного из видов гравюр), которой он виртуозно владел. Её он применял, создавая психологические портреты, композиции на библейские темы, пейзажи.

Влияние Рембрандта на голландское и мировое искусство огромно. Он принадлежит к числу немногих гениев, над которыми не властно время.