Когда ставятся запятые?

Ответы:

Существуют два метода описания русской пунктуации: классический (по Лопатину или Розенталю) и новый, интонационно-грамматический метод.

Этот метод заключается в том, что сначала определяется грамматика предложения, а потом ставятся знаки препинания с помощью интонации. Если вы освоите интонационный метод достаточно уверенно, то сможете ставить знаки препинания по слуху, разбивая текст на интонационные фразы (речевые отрезки) и обозначая паузы между ними подходящими знаками в соответствии с разделительными, пояснительными, присоединительными или перечислительными отношениями между фразами. Отметим также, что люди, много работающие с текстами, но не знающие все правила, пользуются таким методом интуитивно.

Вот пример: Работа не волк ()в лес не убежит. Это бессоюзное сложное предложение (БСП), причем простые предложения в составе БСП не являются однородными, то есть они связаны по смыслу. Разные знаки препинания соответствуют разным оттенкам смысла и разной интонации.

  1. Лучше всего поставить запятые: Работа не волк, в лес не убежит.В этом случае второе предложение просто распространяет первое. Интонация присоединительная, нисходяще-нисходящая (понижение тона в конце каждого предложения).
  2. Примерно такую же интонацию, но с УВЕЛИЧЕННОЙ ПАУЗОЙ мы имеем для присоединительного тире: Работа не волк - в лес не убежит. Интонация присоединительная, нисходяще-нисходящая.Взаимообусловленность предложений обозначена как следствие (=поэтому).

  3. Можно поставить разделительное тире, но этот вариант хуже: Работа не волк - в лес не убежит. Сравнить: Так как работа не волк, то в лес она не убежит. Причинно-следственная связь обозначена, интонация разделительная, восходяще-нисходящая (повышение тона перед паузой и затем понижение тона). Но по смыслу нам такая жесткая связь не нужна.

  4. Можно поставить двоеточие, но оно обычно не ставится: Работа не волк: в лес не убежит. Интонация пояснительная (почему не волк?), нисходяще-нисходящая, со ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧЕННОЙ (предупредительной) паузой. По смыслу здесь объясняется сравнение работы с волком, но нам ведь не это важно.

Таким образом, определив грамматику предложения, мы начинаем "примерять" разные смысловые оттенки, которые выражаются разной интонацией и разными знаками препинания.

ДОПОЛНЕНИЕ

А можно ли обойтись без интонационного анализа и освоить правила пунктуации с помощью классических правил? Можно, разумеется, тем более что именно этот метод и предлагается обычно в качестве единственного. Тогда следует взять грамматический справочник и изучить основные синтаксические конструкции, то есть структуру осложненных и сложных предложений, а затем просмотреть академические правила Лопатина для каждой темы. Но без интонационной подсказки это будут классические формулировки вида "если А (смысловой актор), то пишем Б (знак препинания)", которые в любом случае придется заучивать.

Конечно, лучшим было бы изучить Правила орфографии и пунктуации, но когда очень "не хоцца" - с этим уже сложно...

Но свет не без добрых людей! Нашлись грамотные энтузиасты, не прогуливавшие школьные уроки русского языка. Они составили программку, позволяющую проверить уже написанный текст на предмет расстановки запятых и не только. Вот он. Просматривая подсвеченные моменты в тексте, Вы в правой части страницы найдете рекомендации по каждому случаю.

Для начала надо научиться понимать, для чего запятые ставятся.

С их помощью отделяют все вводимые конструкции, которые дополняют, поясняют какое-то слово в предложении. Оно может быть и главным и второстепенным.

Это не только вводные слова и предложения,обращения, приветствия, междометия, но и причастные и деепричастные обороты, обособленные определения, обстоятельства и дополнения.

Запятые обосабливают все то, что легко удаляется из предложения.

Образно говоря, получается так: грамматическая основа - это ствол дерева, на котором растут скелетные ветки,(второй ряд) их называют второстепенные члены состава подлежащего и состава сказуемого. Если они не распространены, обосабливать их не надо, за исключением одиночных деепричастий. Если распространены, то обособление происходит по правилам. Если у подлежащего, которое поясняют определения, обособление происходит не всегда, то распространенные дополнения и обстоятельства, которые поясняют сказуемое, обосабливаются всегда.

Все ветки третьего ряда - это второстепенные члены, украшающие скелетные ветки. Их надо обосабливать, если они распространены, как бы отмечая, что они используются для подробностей.

Не забываем, что перечисления, или как их называют, однородные члены предложения, отделяются друг от друга запятыми. Есть подробные правила, рассказывающие, как это делать.

Всегда обосабливаются вводные конструкции, передающие эмоции, чувства.

Общим правилом для постановки запятых я бы назвала такое высказывание: все, что можно выкинуть без ущерба для смысла предложения, следует обособить. Это касается простого предложения.

Для соединения простых частей в сложные предложения работает такое правило. Где часть простого закончилась или разорвалась, пометь это место запятой. Вообще, места разрыва всегда помечаются запятыми.

Пример: Дом стоял у реки. Дом,давно никем не ухоженный, стоял у реки. Дом, за которым давно никто не ухаживал, стоял у реки. В первом случае я разорвала простое предложение причастным оборотом, и показала запятыми места разрыва. Во втором случае я на это же место поставила простое предложение и тоже обособила знаками препинания.

То есть смысл постановки запятых не сложен. Просто это надо осознать. Тогда правила уложатся в систему. А частные случаи станут общими понятиями. Если все правила знаете, а с практикой дела обстоят неважно, возьмите печатный текст и попробуйте объяснить себе лично, постановку всех запятых в нем. Десять таких занятий помогут вам стать грамотнее в этом плане.

Занятые ставятся:

1 между однородными членами предложения, если что-то перечисляется, например

Мама купила морковь, капусту, свеклу, кабачок.

Сегодня Ваня рисовал, читал и пел.

2 при обращении,например

Наталья Алексеевна, отпустите мою дочь с последнего урока.

3 при сравнении

Она красивая, как роза.

4 между главным и придаточным предложение ( если придаточное стоит внутри, то отделяется с двух сторон)

В небольшой комнате, которую занимал Иванов, стоял кожаный диван.

5 при междометиях

Эй, берегись.

Это всего лишь несколько случаев, в которых ставятся запятые.

Вообще, посмотреть правила пунктуации безусловно нужно, но если сомневаетесь в том или ином моменте в предложении, а справочника под рукой нет, можно воспользоваться самым простым правилом (да простят меня собратья-филологи): Читаем предложение вслух, на вдохе ставим запятую. Почти во всех случаях работает верно. Это ни в коем случае не является заменой справочникам и учебникам, не поймите меня превратно!!!!

Запятые ставятся согласно правилам русского языка. Выделю несколько случаев обязательной постановки запятых.

  • перечисление однородных слов;
  • сложные предложения;
  • деепричастные обороты;
  • причастные обороты при определенном условии.
  • обращение;
  • вводные слова и словосочетания
  • и..., и... или..., или ...