Чем отличается художественный текст от научно-познавательно­го?

Ответы:

Художественный текст довольно сильно отличается от научно-познавательного - как по своему назначению, так и по стилю повествования.

Для художественного текста характерен художественный речевой стиль, а для научного - научный стиль изложения.

Рассмотрим особенности данных стилей.


Художественный стиль

1) В тексте обязательно должны передаваться настроение и переживания героев, эмоции, различные образы.

2) Цель текста - воздействие на читателя.

3) Присутствуют многочисленные тропы (речевые фигуры) - например, метафора или эпитеты.

4) Также могут использоваться фразеологизмы, просторечия, устаревшие слова и т.п.

5) Наличие скрытого смысла.


Научный стиль

1) Цель текста - донести информацию до читателя. Текст представляет собой научные факты и их анализ.

2) Текст написан сухим языком, в нём наблюдается обилие научных терминов.

3) Особенность научного стиля и в том, что повествование ведётся последовательно, а все суждения доказываются и обосновываются.

4) Обилие сложных предложений, вводных слов.

Тексты, конечно, бывают разные и все в тексте, как раз, зависит от направления повествования, то ли, если это художественный, научно-познавательны­й, научный, которые тоже могут делится на под типы, такие как, медицинский, статистический экономический и другие.

Художественный стиль больше опирается на тексты с метафорами, эпитетами, лирики романтики трагедии с особенностями выраженными характерным автору.

Научно-познавательны­й, тут особо не разбежишься, в таком повествовании нужны факты если даже фантастический, все равно должно свое особенное направление.

Художественный текст от научно-познавательного отличается многим, а именно:

1) сферой применения;

2) задачей речи;

3) стилевыми чертами;

4) жанрами, используемыми в этих таких разных видах речи;

5) языковыми средствами.

Научно-познавательный текст используется в научных трудах, в изложении знаний в учебниках, статьях, в выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Его задача - сообщить точные сведения, обобщить, проанализировать, объяснить причины, установить причинно-следственную связь фактов. Для научно-познавательного текста характерны стилевые черты:

точность,

доказательность,

подчеркнутая логичность.

Научный стиль используется в написании научных статей, докладов, монографий, диссертаций, аннотаций, рефератов и пр. Для него характерны следующие языковые средства:

обилие терминов, абстрактных существительных, а также усложненный синтаксис предложений.

Художественный стиль речи используется в художественной литературе.

Его задача - изобразить предмет, событие, передать чувства и эмоции, впечатления, заставить читателя сопереживать героям произведения.

Для него характерны стилевые черты:

образность,

эмоциональность,

конкретность,

выразительность.

Все это присутствует в романах, рассказах, пьесах, баснях, сказках, стихах и прочих жанрах художественной литературы.

Чтобы достичь образности и эмоциональности, заставить читателя сопереживать героям, авторы используют в своих произведениях метафоры, олицетворения, сравнения (художественные тропы), антонимы и синонимы и пр. Отмечу также обилие восклицательных и вопросительных предложений.

Очень сложно сравнивать практически несравнимые вещи, вот и в данном случае, как сравнить, если у этих двух видов текста общим является по-большому счету лишь набор букв, из которых эти тексты сложены.

Научный текст (научно-познавательн­ый), это изложение фактов, передача информации, иногда очень ценной и нужной людям, но не более того.

Художественный текст, талантливый роман, повесть, рассказ, эссе, я уже не говорю о поэтическом художественном тексте, это произведение искусства. Да, в художественном тексте тоже могут излагаться факты, но эти тексты еще способны передавать настроение, вызывать сопереживание, сочувствие персонажам текста, в этом их волшебство и одна из целей. В художественных текстах используются различные литературные приемы для придания ему большей образности.

В художественном тексте мы можем понять, как относится автор к своим персонажам, ведь можно проследить его оценку, выявить эмоции. Что читатель выявить не может, то додумает, таким образом, он находится в сотворчестве по отношению к автору произведения.

Зачем автор создает художественный текст? Чтобы родить у читателя какие-то эмоции, как положительные, так и отрицательные.

А задача научно-познавательно­го текста - довести до сведения читателя некоторую информацию. Отношение автора к тому, что он пишет, здесь уже выявить не удастся, да и эмоции читателя не особо важны. Основой научно-познавательно­го текста являются сухие факты, термины, а также научная терминология.

Научно-познавательна­я направленность текста без сомнения отличается от художественной и эти отличия можно выразить так:

  • они менее выразительны в художественном плане;
  • обилие узких по специализации терминов профессионального назначения;
  • персонаж лирического плана в них отсутствует, они гораздо более абстрактны по своей сути и обобщенны;
  • сюжет (и всякие развязки к нему) в них не присутствуют, соответственно и нет сюжетных персонажей;
  • рассуждение - вот то, что наиболее типично для стиля, называемого - научным. Повествование тут используется гораздо реже, равно как и описание.

Короче, логика имеет тут гораздо большее значение, чем эмоции.

Между научно-познавательны­ми и художественными текстами имеется рад серьёзных различий.

Особенности научно-познавательно­го текста:

1) Ему присуще использование специализированной терминологии и лексики;

2) Отсутствует личное отношение автора к своему тексту;

3) Излагаются лишь точные данные и факты.

Особенности художественного текста:

1) В подобных произведениях присутствует некая доля вымысла;

2) Используются различные образные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.

3) В художественных текстах присутствует личное отношение автора к тем или иным аспектам написанного: к героям, их поступкам и событиям произведения.

Художественный текст, это всегда в той или иной степени рассказ о чем то либо о ком то, который может быть как былью так и нет, но в котором практически все построено на переживаниях и чувствах геров и метаорах, которые их характеризуют.

Что же касается научного текста, то относится он уже по своему направлению не к художественной литературе, а к таком направлению как нонфикшен, то есть в нем все идет по факту и без выдумки. Такая подленность в нем необходима для того, что бы донести до читателя суть и правду о том или ином научном или близкому к науке явлению. Главные чирты такого текста, это научная терминология.

Основные два отличия художественного и научного текстов, это цель и стиль.

Цели преследуемые научным текстом, лаконично и порой сухо донести до читателя информацию - и все. Художественное произведение, несет менее информативную нагрузку. Основной акцент в ном делается на выразительность писательского слога, эмоциональную окраску, а его идея, не редко далеко не очевидна и смысл бывает скрыт.

Научный текст это можно сказать набор символов сложенных в определенном порядке, а художественный это "музыка" )

В художественном тексте много таких стилистических приемов как: метафора, метонимия, гипербола, повторы. Да и просто вымысел автора, полёт его фантазии, его творчество. Такие тексты служат больше для отдыха. А наука - это наука.