Чем была вызвана необходимость церковной реформы в России в 17 в.?

Ответы:

Проще всего было бы сказать, что причина крылась в устранении различий в отправлении обрядов и текстов богослужебных книг с греческой церковью, бывшей законодательницей церковных правил.

Но это лишь видимая часть. Чтобы понять истинные причины, надо вспомнить, что ближе к середине 17 века были предприняты шаги к укреплению царской власти - абсолютизму (Соборное уложение). Церковь в результате этого стала терять влияние и, что хуже всего, земли и финансовую составляющую.

Поэтому патриарх в первую очередь был обеспокоен укреплением централизации русской церкви аналогично государственному аппарату. К тому же в 1653 году произошло присоединение к России территорий, отторгнутых Польшей и Литвой, так называемое "воссоединение Украины и России". И это как раз и толчок к реформе.

Но, как оказалось, повод был выбран не совсем верно, так как возникли разногласия с приверженцами традиционных обрядов, ведущих историю ещё со времён крещения Руси. Произошёл раскол церкви именно на почве унификации правил и обрядов, проводившихся по требованию греческой церкви, которая ставила это во главу угла в вопросе сближения с русской православной церковью.

Таким образом, расставляя приоритеты причин проведения реформы, на первое место можно поставить стремление к централизации путём сближения к греческим православием, а затем восстановившиеся связи с южнославянскими народами, повлекшими за собой необходимость правки церковных книг.

Итог реформы был плачевен: разрыв с царём и раскол церкви.

Сейчас сложно объективно оценивать причину, побудившие царя Алексея Михайловича на проведение церковной реформы, именно царя, а не патриарха Никона, поскольку последний был всего лишь исполнителем, претворявший волю царя. С одной стороны речь идет о усилении централизации власти. но мне эта причина кажется надуманной, неужели власть не могла усилить свои позиции без этой, по большому счету пустой реформы? Гораздо точнее мне представляется версия о честолюбивых замыслах Алексея Михайловича в отношении престола Константинополя. Ведь сама по себе реформа приводила церковь к греческому образцу, а царю давала возможность объединить всех православных. В этом был бы и кровно заинтересован патриарх Никон, который тогда становился первым патриархом православного мира. Другое дело, что замыслы эти были невыполнимы, Османская империя слишком сильной. Зато западных католиков обрадовало бы присоединение России к антитурецкой коалиции.

После смерти Михаила Романова новый царь столкнулся с несколькими проблемами, решить которые должны была реформа церкви. Необходимость церковных реформ была вызвана:

  • стремлением царя контролировать церковь (кстати, именно неудачи Никона сделали возможным возможным падение Патриархата во времена царя Петра I и подчинение церкви государству).
  • падение авторитета церкви и кризис идеологии "третьего Рима" . Никон, решил восстановить власть и престиж церкви.
  • попытки решить многолетний вопрос, касающийся литургических книг. Переведенные с греческого языка, они содержали множество неточностей и ошибок.
  • присоединение Украины и части Белоруссии в 1654 году породили планы возможного объединения всех православных народов под властью русского царя.

Алексей Михайлович не был оригинален в этом вопросе. Причины всегда экономико-политического характера: укрепление власти. Власть интересовали деньги, земли, экономические возможности церкви. Петр I довел эту реформу до логического конца, было образовано Синодальное Управление.