Детство Вольфганга Амадея Моцарта

В старину в этих местах добывали соль - продукт драгоценный. Потому и назвали речушку, прорезающую город, - Зальцах. В городе и близлежащих местах селились мастеровые разных профессий. Моцарты были каменщиками и переплётчиками.

Дом, в котором родился композитор, - на центральной улице, толстостенный, потолки низкие; кухня с очагом и массивной утварью. Старые клавикорды, фортепиано... Всё, как было при Моцарте.

Город Зальцбург живёт именем Моцарта, его музыкой на фестивалях, Моцартеумом, хранящим драгоценные архивы, Музыкальной академией, куда едут обучаться к знатокам классической музыки и где каждое лето в живописной пригородной местности проводятся семинары, посвящённые творчеству Моцарта. В них принимают деятельное участие музыканты из разных стран.

Здесь, на улицах Зальцбурга, в музее, за чтением писем и рукописей Моцарта, в его квартире с фотографиями и реликвиями открываются поучительные страницы воспитания гения.

Дарование Моцарта проявилось прежде всего как музыкально-исполнительское. Едва достигнув трёх лет, он садится за клавикорды и подолгу подбирает услышанные от сестры и отца произведения, на четвёртом году уже играет совершенно чисто и ритмически точно.

В пять лет Моцарт дал свой первый концерт. Год спустя начались концертные путешествия ребёнка, поразившего мир. Газеты того времени пестрят сообщениями: "Позавчера утром зальцбургский придворный вице-капельмейстер Леопольд Моцарт со своими двумя удивительными детьми доставил величайшее наслаждение жителям, дав им возможность быть свидетелями совершенно исключительного дарования двух милых малюток, над воспитанием которых господин капельмейстер, как истинный отец, трудился с неутомимым прилежанием. Он смог представить музыкальному миру девочку одиннадцати лет и, что кажется невероятным, мальчика семи лет, чудо как нашего времени, так и прошлых лет в игре на клавесине". "Очаровательно было слушать, как сестра маленького виртуоза с удивительной свободой играет на клавесине самые сложные сонаты, а её брат, импровизируя, аккомпанирует ей на другом клавесине. Оба творят чудеса".

Известный английский историк музыки и композитор Чарльз Верни в своей книге "Музыкальные путешествия" писал, что ранний и сверхъестественный талант Моцарта вверг слушателей в изумление. Адольф Гассе - автор восьмидесяти опер - бросил крылатую фразу: "Этот мальчик затмит нас всех".

Моцарт, следовательно, был вундеркиндом - чудо-ребёнком с необычайно ранним развитием музыкальных способностей.

Впрочем, немало вундеркиндов с успехом выступали тогда на концертных эстрадах европейских стран. Но Моцарт был феноменом: такого раннего и полного развития музыкального гения природа ещё не ведала.