»Несделанные­», «не выполненые» (уроки), как пишется правильно?

Ответы:

Несделанные, невыполненные - это страдательные ПРИЧАСТИЯ прошедшего времени (к прилагательным типа "организованный" их отнести нельзя, так как в них актуализировано именно действие, а не признак: уроки, которые не выполнили, не сделали). Так что применяем правило о правописании НЕ с причастиями.

  1. В том виде, как они даны в вопросе (полные причастия без зависимых слов и противопоставления), а также со словом "совершенно" пишем слитно: несделанные уроки, невыполненные уроки. Совершенно несделанные уроки.

Лексическая несочетаемость не позволила добавить сюда слова "очень", "крайне", "чрезвычайно", "совсем" (в значении "очень"), при которых НЕ с полными причастиями также пишется слитно.

  1. При наличии зависимых слов, противопоставления, местоимений или наречий, усиливающих отрицание, эти же полные причастия пишутся уже раздельно: не сделанные мною уроки; не выполненные, а лишь бегло просмотренные уроки; никак не выполненные уроки.
  2. Раздельно также пишем НЕ с краткими причастиями (всегда!): уроки не сделаны; уроки не выполнены.

Несделанные, не выполненные уроки - это слова-антонимы, образованные от страдательных причастий:

сделать - сделанный - несделанный;

выполнить - выполненный - невыполненный.

Поскольку производящие глаголы имеют совершенный вид, то в суффиксе причастий в полной форме пишется -нн-.

Если в контексте у этих причастий нет зависимых слов, противопоставления и прочих условий, то есть они в одиночку определяют существительное "уроки", то

слова "несделанные", "невыполненные" пишутся слитно со словообразовательной приставкой не-, например:

Несделанные уроки беспокоили мою маму.

Невыполненные уроки создали чувство вины.

Эти причастия пишутся раздельно, если в контексте есть зависимые слова:

Не сделанные мной уроки стали причиной плохих отметок.

Не выполненные вовремя уроки заставили меня сидеть за столом допоздна.

Рассматриваемые причастия напишу раздельно также в присутствии слов "далеко", "вовсе", "отнюдь" и отрицательных местоимений или наречий.

Вовсе не сделанные уроки не причина, чтобы не идти в школу.

Ничуть не выполненные уроки - признак неорганизованности ученика.

Слова "несделанные" или "невыполненные" являются страдательными причастиями и здесь можно ошибиться в правописании одной Н или двух НН в суффиксах и частица "не" с причастиями (вместе или раздельно).

Причастия "несделанные" и "невыполненные" произошли от глаголов совершенного вида (что сделать?) сделать и выполнить, поэтому пишется две НН.

Если в предложении не будет зависимых слов и противопоставлений, то частицу "не" с причастиями "сделанные" и "выполненные" пишутся слитно.

Денис не любил ходить в школу с невыполненными и несделанными домашними заданиями.

Если в предложении есть противопоставление, или же добавлены зависимые слова, то здесь наши причастия "не сделанные" и "не выполненные" пишутся раздельно.

Не сделанные и не выполненные Денисом контрольные работы, были оценены, как неудовлетворительные­.

Уроки должны быть всегда Сделанными и Выполненными, а если они невыполненные, то это уже плохо.

Прежде всего в этих словах заметим наличие суффиксов причастий ЕНН и НН, которые пишутся с двумя Н и в случае отглагольных прилагательных, ведь глагол Сделанный и глагол Выполненный обладают приставками.

Теперь про написание частицы НЕ, которая в этих словах, как в прилагательных, пишется слитно. Это объясняется тем, что сами причастия Сделанные и Выполненные получили с этой приставкой противоположны смысл: Несделанные, Невыполненные.

Вот только если использовать зависимые слова, то НЕ с причастиями будет написано уже отдельно:

Не сделанные мальчиком уроки, Не выполненные девочкой уроки.

То же самое происходит и при противопоставлении: Не сделанные, а забытые уроки.

Мы имеем дело со страдательным причастием. Что касается слитного или раздельного написания причастия с "не" — нужен контекст, так как могут быть следующие ситуации:

  • "несделанные уроки" — без зависимых слов такое причастие будем писать слитно с "не".

Пример:

Всему виной оказались несделанные уроки.


  • "не сделанные вечером уроки" — если появляются зависимые слова, то "не" пишем отдельно от слова.

Пример:

Не сделанные сегодня уроки плохо скажутся на оценках.


  • "не сделанные уроки" — если есть противопоставление или слова, усиливающие отрицание.

Пример:

Я имею ввиду не сделанные уроки, а запись в твоём дневнике.


В полных причастия, образованных от глагола с приставкой будет всегда две "нн". То есть верно: (не)сделанные с удвоенной "н".

Невыполненные или несделанные уроки. Не выполненные или не сделанные учениками уроки.

В первом случае - прилагательные без зависимого слова, а во втором - причастия с зависимым словом "учениками". Всегда пишется два Н. Только в кратких формах причастий пишется одно Н. Уроки не сделаны или не выполнены вовремя.

Слова "несделанные" и "невыполненные" являются причастиями, отвечающими на вопрос "какие?" или "что сделанные?". В принципе, с "не" могут быть написаны раздельно, но в данном случае справедливо слитное написание. Так как противопоставление или усиление отрицания отсутствует. Кроме этого, нет зависимого слова, допустим, не сделанные мною (зав.слово) уроки.

Что касается написания суффикса с "н", то и в том и другом слове он будет с написан удвоенной "н". В нашем случае, оба причастия происходят о глаголов совершенного вида и кроме "не" имеют приставку.

Пример предложения со словом "несделанные": несделанные уроки испортили оценку в четверти.

Пример предложения со словом "невыполненные": у меня остались невыполненные уроки.